Мощность автомобильных АС и сабвуферов (4)

Указывается входная электрическая мощность, на которой динамик или система не получат повреждений, работая длительное время (не менее 1 часа). Но правильнее будет считать, нам сообщили о мощности, на которой динамик уже сгорит. О громкости АС или сабвуфера говорит не мощность, а чувствительность. Если взять два динамика или две системы с разной чувствительностью, то те, у которых она выше и будут играть громче. Для систем без усилителя нужны динамики с чувствительностью минимум 92 дБ/ Вт/ м2.

Мощность указывается на всю систему — того, что лежит в общей коробке. Если это один сабвуфер, то это его мощность. Если это комплект домашнего кинотеатра с сабвуфером и пятью сателлитами, то это мощность всего комплекта. Если это пара динамиков, то это мощность двух в сумме. Подбирая усилитель, цифру, указанную на пару, следует разделить на два. Это будет мощность одного динамика, на который пойдет один канал усиления. В случае 2-компонентной системы,  общую мощность также следует разделить на два. Одна связка НЧ + ВЧ пойдет на левую строну (ей потребуется один канал), вторая на правую (и ей потребуется один канал). С 3-полосными компонентными системами та же история: суммарная мощность делится на два. Бывает, что обладатель 100-ваттной АС ищет усилитель с мощностью 100 Вт на канал, в то время как ему хватило бы и вдвое меньшей.

Диапазон частот и неравномерность АЧХ так же мало говорят нам о характере  и свойствах звучания, что и мощность. Не факт, что динамик с нижней границей 50 Гц на слух будет восприниматься ниже и басовитее, чем тот у которого диапазон начинается от 60 Гц. Не факт, что ВЧ-динамик с верхней границей 22 кГц, будет детальнее и воздушнее того, где верхняя граница на уровне 20 кГц. Часто бывает с точностью до наоборот.

Сабвуферы — особый случай. Нельзя экономить на толщине проводов (как питающих усилитель, так и акустических). В тонких проводах теряется часть энергии, что превращает усилитель в менее мощный, чем он есть. А в недостатке мощности усилителя, как уже отмечалось, таится опасность перегрузки и значительного роста искажений, что может привести к поломке сабвуфера.

Динамики в целом, как никакой другой компонент, нуждаются в личном прослушивании и сравнениях. Здесь вряд ли помогут добрые советы знакомых, ролики в соцсетях, тесты в журналах и форумы. Также далеки от истины чьи-то субъективные отзывы и какие-то рейтинги.

Вместо вывода

Хотелось бы заметить, что мы обзаводимся музыкальным оборудованием для получения удовольствия от музыки, а не для изучения цифр в инструкциях. Зачем же нам их сообщают? Зачем мы их сравниваем? Разработчикам и производителям почти нечего сообщить сверх этого, а указать хоть что-то требует технический этикет. Мы же смотрим на параметры по неведению, хотя смотреть там не на что. Никакими цифрами не описать музыкальные свойства и эмоции, возникшие при прослушивании. Выход один — нужно не полениться и лично, без спешки, на слух оценить звучание нескольких компонентов, используя знакомые записи. В большей степени это относится к динамикам, как самому ответственному и слышимому участнику системы. Немного в меньшей — к усилителю и источнику звука, но хорошо бы послушать и их. Приличные магазины всегда пойдут навстречу, была бы только заинтересованность, и нашлось бы только время у любителя музыки и хорошего звука.