Мощность в аудиотехнике (1)

 18.02.2019

Электрическую мощность нетрудно рассчитать, достаточно иметь данные о напряжении, силе тока и сопротивлении нагрузки. Со звуковым сигналом дело обстоит сложнее — это переменный ток в широком диапазоне частот; нагрузкой же является динамик, у которого импеданс не постоянный и зависит от частоты. Однако, для быстрого расчета многие нюансы можно не учитывать. Простые формулы должны были бы внести ясность в этом вопросе и не вызывать разногласий. Но реальность такова, что с одной стороны есть производители, которые прибегают к жонглированию высокими цифрами,  с другой стороны — потребители, в среде которых сформированы устойчивые предрассудки и ошибочные суждения. Попробуем прояснить ситуацию на примерах автомобильного оборудования: магнитол, усилителей, акустических систем и сабвуферов.

Два момента хотелось бы выделить сразу.

I. Мощность в аудиотехнике — характеристика сугубо техническая, а не музыкальная. Она помогает нам выбрать компоненты для совместной работы, но не влияет на качество звучания. Надпись «500 Вт» не должна наводить на мысль, что этот компонент гораздо лучше, и он играет интереснее, чем тот, на котором написано «300 Вт». Мощность также не связана и с громкостью. Сравним лампочку 100 Вт и утюг 2000 Вт: утюг в двадцать раз мощнее, но при этом он не играет в двадцать раз громче или качественнее, чем лампочка. Честно говоря, он вообще никак не звучит. Примерно в том же ключе следует рассуждать и о мощности сравниваемых звуковых компонентов. Мощность — параметр «присоединительный», но никак не оценочный.

II. Мощность, которую мы видим крупными цифрами на упаковке, чаще всего указывается максимальная (или пиковая), и здесь легко запутаться. Для максимальной мощности нет какого-либо стандарта, поэтому в рекламных целях можно указать любую цифру. Производителю достаточно лишь не уточнять, при каких условиях эта максимальная мощность измерена. Возможно, был взят узкий диапазон частот, к примеру, 1 кГц – 8 кГц, где высокую мощность показать проще. Возможно, что имеется в виду полный звуковой диапазон, но не указана неравномерность АЧХ — и на краях диапазона почувствуется такой спад, что мы не услышим ни глубокого баса, ни прозрачного верха. Или не принят во внимание уровень искажений и шума. Еще вариант — максимальную мощность измерили и зафиксировали в короткий промежуток времени — в 1/10 или в 1/100 секунды, но на такой мощности аппарат (или динамик) нормально работать не будет, он быстро выйдет из строя.

Так или иначе, нам не надо обращать внимание на «максимальную», «пиковую», «музыкальную», «мгновенную» и др. варианты мощности. На коробке или в описании ищем словосочетание Nominal Power, Continuous Power, RMS Power (номинальная, непрерывная, среднеквадратичная). Здесь уже действуют стандарты, хотя для лукавства место все же осталось. Безымянные, неизвестные или придуманные в России «бренды» родом из Китая, мощность завышают. Именитые же производители, чье оборудование встречается на европейских соревнованиях по автозвуку, мощность занижают. С тем, чтобы участник по документам на свою технику попал бы в более «легкий» класс и имел преимущество. Это очень весомый аргумент в пользу фирменной техники, обычно в ней мощности больше, чем заявлено. Тем не менее, и в том, и в другом случае мы обсуждаем уже более-менее достоверные сведения.